Прошел уже год с того момента, как в столице появился новый вид общественного транспорта – современные электротрамваи, курсирующие по Москве-реке. Если раньше водные путешествия считались развлекательными поездками, то сегодня ежедневно тысячи горожан добираются без пробок на работу или учебу. По прогнозам властей, до конца этого лета пассажиропоток на электросудах преодолеет отметку в 1 млн поездок.
20 июня 2023 года открылся первый регулярный речной маршрут «Киевский — Сердце Столицы», объединяющий 6 причалов-остановок: Киевский, Трехгорный, Сити-Центральный, Сити-Багратион, Кутузовский и Сердце Столицы. А уже осенью появилось и второе направление — «ЗИЛ — Печатники», имеющее остановки: ЗИЛ, Автозаводский мост, Кленовый бульвар, Южный речной вокзал, Нагатинский затон и Печатники.
Несомненно, количество маршрутов, причалов и плавучих трамваев будет расти. Суда разработаны российским предприятием ООО «Эмпериум» и обладают особым значением в электротранспорте благодаря тому, что управляющая электроника создана отечественными производителями. В них применяется аппаратура, созданная в НИИ электронной техники. Она ответственна за контроль и управление энергосистемой и электроприводами, включая регулирование скорости вращения двигателя, параметры работы аккумуляторных батарей и функционирование других силовых узлов транспортного средства.
Микроконтроллер, разработанный в НИИЭТ и используемый в электросудах Ecobus, представляет собой уникальное устройство, способное обеспечить эффективное управление системами электропитания на судне. Благодаря своей надежности, функциональности и инновационным возможностям, этот микроконтроллер становится неотъемлемой частью современных электросудов, обеспечивая безопасную и эффективную работу всей системы.
Изначально данная микросхема создавалась как универсальный микроконтроллер, обладающий расширенными возможностями для управления различными приводами и исполнительными устройствами. Такое сочетание функциональных возможностей и характеристик ИС позволяет успешно применять ее как в системах управления, так и в средствах измерения, связи, наблюдения, безопасности, автоматизации производства, в медицинской технике, энергетике и других областях.
Для современных транспортных решений оптимально подойдет изделие К1921ВГ3Т. Это универсальный энергоэффективный 32-разрядный микроконтроллер
с функциями управления двигателями.
Микроконтроллер представляет собой систему на кристалле, содержащую универсальное 32-разрядное процессорное ядро архитектуры RISC-V, встроенную энергонезависимую память объемом 1 Мбайт, широкий набор универсальных и специализированных под задачи управления двигателями блоков и интерфейсов.
Разработка оснащена:
• 32-битны микропроцессорным ядром RISC-V, 32 регистра, со встроенным умножителем, блоком вычислений с плавающей точкой, отладчиком (с TAP-контроллером и интерфейсом JTAG);
• 24-канальным DMA-контроллером общего назначения;
• контроллером внешней памяти (EMC), поддерживающим SRAM, ROM, NOR Flash и SDRAM;
• оперативной памятью данных SRAM объемом 256 Кбайт c поддержкой ECC;
• Flash-памятью программ объемом от 1 Мбайт c поддержкой ECC;
• Flash-памятью данных объемом от 32 Кбайт;
• интерфейсом ввода-вывода общего назначения GPIO;
• шестнадцатью 32-разрядными мультифункциональными таймерами с функциями временных компараторов;
• девятью модулями ШИМ, шесть из которых поддерживают режим высокого разрешения (возможность изменения длительности импульсов на величину менее периода тактового сигнала);
• двумя импульсными квадратурными декодерами, используемыми для обработки сигналов датчиков положения ротора в высокопроизводительных системах для определения положения, направления и скорости вращения;
• шестью модулями захвата/сравнения;
• часами реального времени (RTC) c батарейным питанием, тактированием от внешнего генератора 32,768 кГц, контролем генерации и автоматическим переходом на внутренний генератор в случае сбоев;
• блоком ускорения криптографии, включающим генератор случайных чисел (TRNG), модули вычисления контрольной суммы CRC32 и шифрования по алгоритмам AES 128/256, «Кузнечик», «Магма», HASH;
• портом Quad SPI;
• двумя контроллерами интерфейса I2C;
• 32-канальным 12-битным АЦП;
• тремя аналоговыми компараторами;
• портом USB 2.0 Full speed, Host/Point с интегрированным модулем PHY;
• интерфейсом Ethernet 10/100/1000 с интегрированным модулем PHY;
• четырьмя портами интерфейса CAN;
• датчиком температуры.